Жизнь только что родившегося ребенка находится целиком во власти мама и папы. Как малыш будет расти и развиваться, станет ли счастливым, целиком зависит от его родителей. При этом важно следить не только за физическим здоровьем младенца, но и психологическим. Какие условия необходимы для достижения наибольшей эмоциональной близости с матерью, благополучного развития малыша сразу после рождения и сохранения его ранимой психики, я расскажу далее.
Зачем изучать психологию плода и новорожденного?
В прошлом веке к психологии относились предвзято и не различали грань между этой отраслью медицины и другой – психиатрией. К счастью, времена изменились. Сегодня многие люди не представляют свою жизнь без психологов.
Сегодня не только взрослые обращаются к психологам. Нередко в их услугах нуждаются и дети. Лишь недавно «выяснилось», что у ребенка существует своя психология, и ее необходимо изучать по нескольким причинам:
- чтобы понимать и знать, что происходит в душе вашего малыша, что он чувствует;
- помочь ему пережить кризисные этапы;
- облегчить жизнь себе любимой в эти моменты;
- исключить возможность формирования программирующих внутренних конфликтов, которые неизбежно приведут к ограничению внутренней свободы ребенка и возникновению ряда заболеваний впоследствии.
Фазы развития психики ребенка от момента зачатия изучал Гюнтер Хорн — ведущий детский психотерапевт Германии, доцент Института Кататимно-имагинативной психотерапии, создатель метода лечения «символдрамы» для детей и подростков. Предлагаю ознакомиться с азами психологии плода по Гюнтеру Хорну.
О психологии плода читайте в моей статье:
Фазы развития психики ребенка
Известный детский психолог Гюнтер Хорн считал, что психика ребенка развивается ритмически: стремление к единению с матерью сменяется стремлением к разъединению
Психология плода и роды
Психика ребенка развивается ритмически: стремление к единению с матерью сменяется стремлением к разъединению. Роды для малыша являются первым кризисом – это, по сути, смерть в рамках его внутриутробной жизни.
Ребенок, выталкиваемый из лона матери, испытывает сильнейший страх смерти. Во время прохождения через родовые пути формирование внутренних программирующих конфликтов могут вызывать следующие ситуации:
- обвитие пуповиной;
- родовспоможение (наложение щипцов, вакуум-экстракция);
- попадание мекония в ротовую полость и невозможность сделать первый вдох.
Эти события могут усиливать страх смерти, что способствует программированию подсознания на определенный сценарий в последующей жизни. Психологи считают, что страх смерти кодируется в альвеолах легких, вызывая их патологию.
Первым после появления на свет возникает конфликт «разлуки». Его формирование естественно, так как обусловлено обрезанием пуповины. Этот конфликт помогает ребенку приобрети собственную индивидуальность. Кожа младенца в животе матери выполняет функцию обмена, а после рождения она защищает его от факторов воздействия внешней среды.
Если кроха после рождения не имеет достаточного эмоционального контакта со своей матерью, например:
- грудничка поместили в кювез,
- ему произвели хирургическое вмешательство,
- мать отказалась от него,
конфликт «разлуки» из положительного превращается в программирующий. Результатом такого кодирования может стать возникновение впоследствии заболеваний кожи (экзема, псориаз и пр.).
Другим источником программирующего конфликта нередко является оперативное родовспоможение. Его осуществляют при наличии определенных показаний со стороны матери и плода. Но при этом следует учитывать, что ребенок, рожденный естественным путем, во время прохождения по родовым путям приобретает «бойцовские» качества, и это становиться частью его собственного мира.
В то же время многие дети после кесарева сечения, вырастая, все также не способны совершить «усилие добиться чего бы то ни было»: начиная одно дело, они бросают его и берутся за другое, которое тоже бросают. У них может отмечаться тенденция при достижении целей рассчитывать на других людей.
После рождения ребенку очень важны близость матери, которую он ощущал, и ее голос, который он слышал всю беременность. Для него необходимо соприкосновение с привычной средой. Поэтому во время купания он расслабляется, так как вода является для него «родным домом». В этот период малыш особенно нуждается в получении эмоционального тепла во взаимоотношениях с матерью, контакта «глаза в глаза», «кожа к коже», что реализовывается через грудное вскармливание.
Отказ ребенка от материнской груди психологи расценивают как конфликт, сформированный у матери и отразившийся на младенце. На подсознательном уровне она не желает кормить ребенка. За этим может стоять не только самая банальная эстетическая проблема (боязнь испортить внешний вид груди), но и более серьезная: кормить ребенка означает передавать ему свою любовь. Но если мать сама не получила этой любви в детстве, то у нее не возникнет желания передать ее своему ребенку.
Рот малыша – это эрогенная зона. Чем больше мать наслаждается контактом с грудничком, тем больше он получает удовольствия от сосания. Младенец во время кормления грудью полностью расслаблен, он в полном экстазе – в этот момент младенец учится наслаждению. Если мама настроена на получение удовольствия, то оно станет частью жизни ребенка.
Наслаждение помогает ребенку правильно развиваться, приобретать необходимые навыки, в первую очередь постоять за себя и «схватить кусок».
Но если у женщины в подсознании имеется запрет на переживание удовольствия, она подавляет в себе волну этих ощущений, то и кроха лишится их.
3–12 месяцев: стадия единения с матерью
Этап шизоидности сменяется стадией единения с матерью (3–12 месяцев). Ее еще называют оральной за особую роль рецепторов полости рта, участвующих в грудном вскармливании, в психическом становлении ребенка. Для благополучного развития малыша в этом возрасте необходимы три условия:
- эмоциональная теплота – радостное приветливое чувство матери по отношению к ребенку;
- константность – постоянное окружение одними и теми же людьми, у которых в жизни и поведении, особенно по отношению к крохе, ничего не меняется; отсутствие переездов; константность формирует базовое доверие к миру;
- ритм – размеренный распорядок дня и приемов пищи; благоприятным для психического развития младенца является кормление с определенным ритмом, тогда грудничок знает, что мама обязательно придет и покормит его; это создает ощущение спокойствия и надежности, развивает ощущение времени.
Если соблюдаются все три условия, то ребенок достигает наибольшей эмоциональной близости с матерью. При этом малютке приятно ощущать исчезновение границы между собой и матерью. Объединяясь с нею, он становится опять «большим и великим», как в утробе. Для ребенка, не достигшего годовалого возраста, очень важна материнская защита.
Если младенец долгое время находится вдали от матери, то у него конфликт «разлуки» может дополниться конфликтом агрессии (посягательство на целостность). Понятие «изоляция» для малыша приравнивается к понятиям «холод» и «опасность», ведь только мать может его согреть.
12 месяцев: необходимость в постоянстве
У ребенка первые 12 месяцев очень ограничены адаптационные возможности. Константность – основное требование для его нормального психического развития. Если меняется что-либо из окружения, то возникает напряжение адаптационного механизма, формируются внутренние конфликты. Изменения константности могут вызвать:
- переезд;
- развод;
- смерть одного из родителей;
- нарушение режима питания.
Помните: психика младенца на первом году жизни очень ранима. Относитесь к ней, как к «хрустальной вазе». Избегайте любых изменений в окружающей ребенка обстановке. На отрицательные эмоции вы тоже не имеете права. Особенно если кормите грудью! Только вы и никто другой несете полную ответственность за формирование психики вашего малыша.
12 месяцев: важно все посмотреть и потрогать руками!
Важнейшее значение для развития ребенка в первый год жизни имеет зрение. Окружающие предметы воспринимаются младенцами как уникальные, единственные. До года они еще не воспринимают объемное изображение предметов, которые кажутся им плоскими. Для того чтобы составить представление о внешнем мире, ребенку необходимо не только все посмотреть, но и потрогать руками.
Вопрос: Моему ребенку 9 месяцев. Он еще не разговаривает, а только кричит, если ему что-то надо. Особенно он любит, чтобы я его подняла на руках и поднесла к верхнему краю обоев, чтобы он их порвал. Я не понимаю, зачем ребенку издеваться надо мной? Что он хочет доказать?
Малыш в 9 месяцев никому и ничего не хочет доказывать. Он пришел в этом мир, чтобы его познать. Он всего лишь изучает его, знакомится с новыми для себя проявлениями. Как узнать, какие обои на вкус и как они рвутся, если их не порвать и не засунуть в рот?
Протест против родительских установок
Примерно на втором и третьем годах жизни ребенок переживает так называемую стадию протеста, на которой его мир раскалывается на две половинки: «плохую» и «хорошую». Гюнтер Хорн называл ее анальной стадией. «Плохое» отторгается подобно тому, как выталкивается из организма кал. Ребенок в этом возрасте еще не осознает, что «плохое» получается из того «хорошего», что он ест. Это части одного единого процесса. Но в этот период у малыша мир вновь диссоциирован, то есть разъединен.
Внутреннее разделение происходит из-за приобретенных им новых моторных навыков. Двухлетний ребенок ходит, знает, где находится «верх» и «низ». Это умение ориентироваться в пространстве и распределять все по категориям распространяется на социальные переживания. Так как малыш уже научился ощущать себя в окружающем мире, у него возникает потребность разобраться во взаимоотношениях людей. Возникает вопрос о «вожаке стаи», главе семьи: «Могу ли я ему противостоять?» Наступает фаза протеста против родительских установок.
Изучайте психологию вашего ребенка!
Помогите малышу адаптироваться к жизни!
Будьте счастливы и здоровы!
Всегда с вами, Ольга Панкова
Подробную информацию о традиционных и нетрадиционных методах здорового зачатия вы можете узнать из дистанционного он-лайн курса:
Подробно о психологии плода и новорожденного читайте в моих книгах:
Если у Вас есть вопросы, Вы можете задать их мне ЛИЧНО во время дистанционной консультации.
Подписаться на e-mail рассылку
Если вам понравилась статья, поделитесь ей в социальных сетях. Спасибо!